?

Log in

No account? Create an account
Вопросы краеведческой халтуры - http://rdp4v.livejournal.com/ — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
rdp4v

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Вопросы краеведческой халтуры [Dec. 15th, 2012|02:10 am]
rdp4v
[Tags|, , ]

Вот тут "Казанские истории поместили довольно глупую и к тому же нечистоплотную статью о Якове Филипповиче Шамове.
http://history-kazan.ru/2011/09/%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2-%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B5%D1%86-1833-1908/

Опус мало отличается от большинства остальных.В большинстве один источник: сведения о Я.Ф. из его некролога в книге о десятилетии Казанского промышленного училища, оттуда же кочует из публикации в публикацию его единственная фотография. Но не это раздражает.
У нас давно уже стало принято обсерать крупнейшего казанского благотоврителя. В этом гнусном занятии приняла участие даже почтенная Ида Лейбовна Билич, профессор-гастроэнтеролог, много лет проработавшая в Шамовской больнице. Ни на чем не основанные инсинуации переписываются юными дарованиями под присмотром педагогов. И ни у кого не возникает мысль: а на каком основании ты это утверждаешь? Небось, попробовал бы кто написать о воровстве проф. Билич или махинациях учительницы истории Ольги Александровны Миннулиной, "научного руководителя" Рузаны Танасевой, автора статьи, как взвились бы эти дамы. А тут покойный купец, он не ответит: и вот пишется говнотекст - со слов такого-то, записанных таким-то.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: u_maza
2012-12-15 05:41 am (UTC)
А где можно достоверные сведения о Шамове почитать?Мне эти места тоже родные- я с Чехова-Лесгафта, и "Шамка"- места постоянных игр и зимой и летом была, да к тому же и архитектурная альма-матер напротив. Очень хочется знать. И еще- как-то можно узнать о Распоповых(Тузовых). тех, кто жил в собственном доме на спуске с горы около 5 школы- семья моей покойной одноклассницы,по крайней мере где поискать. Спасибо заранее
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-15 06:32 am (UTC)
К сожалению, не существует подробного, строго документированного жизнеописания Я.Ф. Думаю, что даже у старообрядцев поморов-беспоповцев нет такого жизнеописания. Но Шамов стал значительной фигурой в то время, когда в Казани было сначала всего две, а потом и несколько газет, причем разного направления. За исключением одной из них ("Казанской газеты-копейки", ее нет в местных хранилищах)) все они просмотрены дедушкой полистно. Это было долгим, но довольно увлекательным занятием. И ни в одной газете нет ни строчки про махинации Шамова, причем столь громких, что его намеревались судить.
Кстати, автор поминаемого опуса и ее взрослые кураторы понятия не имеют о судебной системе и ее взаимоотношениях с администрацией, если пишут, что Шамов обращался к властям с предложением его не судить. Как-будто это было в компетенции властей!. Потом пишут они о жизни четы Шамовых в 70-90-х годах в их доме на Вознесенской, не зная, что прошение о разрешении на постройку этого дома Шамов подал в управу в 1899 году. Есть там и другие косяки, сводящие к нулю ценность этой публикации и оставляющие ее лишь примером умственной скромности кураторов и публикаторов.
Особенно доставляет рассказ о валявшихся везде в доме Шамовых тысячах и похищении тридцати из них работником.
Ну-ну, в доме купца-старовера и его жены, дочери такого же купца-старовера, деньги будут валяться в доме. Надо совершенно не представлять, о чем пишешь, сочиняя этот бред. Тысячи валяются у Шамихи! - казанских купеческий бомонд лишился бы дара речи, а Шамовы - уважения. У купцов такое не любят и считают грубым моветоном.
Было бы очень хорошо, если бы кто-нибудь занялся этой фигурой подробно. Материалов для этого (не фантастических, а настоящих) хватит, да и история строительства больницы изложена в казанских газетах очень подробно. Л.Свердлова кое-что написала, молодец. Но этого далеко недостаточно, да она и цели такой перед собой не ставила.
Так что дерзайте: библиотеки и архивы пока что доступны. Нужно только желание и терпение. А на выходе может получиться очень толковая вещь.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustem_akhunov
2012-12-23 05:57 am (UTC)
Так, вроде в той статье не говорится, что обвинительное утверждение справедливо в действительности, а просто сказано о том, что такие измышления имели место, но подтверждения не нашли.
По поводу биографии Я.Ф.Шамова. Публиковались ведь исследовательский анализ с подборкой некоторых документов в книге Яков Филиппович Шамов. Дар жителям Казани (сборник документов и материалов). Казань 2008 (изд.Гасыр, каж-ся, т.е. от НА РТ).


У Ислама эта книжка вроде тоже должна быть, вот, только сможет ли он её найти среди своих книжных гор?
Кстати, в книге этому обвинению также уделили внимание, с подобным же резюме, что ни подтверждения, ни опровержения этому обвинению исследователями не найдено. К.м.к. исследователи должны рассматривать все известные материалы, даже спорные. Потому и попало в публикацию упоминание о таком слухе (обвинении).
А так согласен, выдумок на базе слушка неизвестного происхождения в той статье немало.
Однако, из текста:
Испугавшись увольнения, слуга решил обеспечить себя средствами новыми кражами, и вскоре у него скопилось 30 тысяч. Пойманный хозяйкой за руку, он большую часть украденного вернул, но утаил 2,5 тысячи. По дороге домой подростка ограбили в ночлежке, и он сообщил о пропаже в полицию.
вроде никак не следует, что воришка собирал валявшиеся в доме Шамовых деньги. Там говориться лишь о ряде краж, но как и где он обворовывал Шамовых, не сказано. Хотя возможность украсть там за короткий срок 30 тыс.руб. действительно, как-то сомнительна.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-23 07:21 am (UTC)
О валявшихся деньгах:
"Он быстро подметил, что деньги у Шамовых «разбросаны в разных местах». Соблазн оказался велик, и подросток в конце концов решился взять пачку ассигнаций, в которой оказалось 100 рублей".
А потом набрал еще 30 тысяч, причем не единовременно, а за некоторый строк. Как это можно было сделать принадлежащем хранении денег, причем уже раз ожегшись, я не очень понимаю. Два варианта - или деньги действительно валялись (мы отлично понимаем небуквальность этих слов), или ничего этого не было.
Теперь о другом.
После похищения Казанской иконы Б.М. появились слушки о причастности к этому старообрядцев - дескать икона-то старая, до Никона, вот они ее себе и как бы возвратили. ГЖУ разрабатывало и эту версию. Там я и познакомился с некоторыми деталями быта шамовского, по-моему, уже в бытность Аграфены вдовой (дело это тянулось очень долго).
В этой связи версия о валявшихся деньгах и о возможности в короткое (а хотя бы не в короткое) время своровать 30 тысяч кажется не то что маловероятной, она полностью фантастична.
К тому же оценка источника должна включать в себя и представление о реалиях и контексте. Репутация Шамова была до его семидесятилетия была безупречна, и мне трудно представить искренне верующего человека, человека с положением (и в том возрасте, когда спасение души становится делом не отдаленного будущего, а самого что ни на есть настоящего) пускающегося на дурно пахнущие авантюры. Это контекст. Реалии же таковы, что никакая местная администрация при действительном наличии такой авантюры не стала бы покрывать жуликоватого купца: администрация в данном случае - только и исключительно губернатор Стрижевский, в его возрасте и положении только и заступаться за вороватых купцов и это при тогдашних-то настроениях в связи с войной! К тому же авторы этих "версий" проявляют какое-то дремучее незнание именно административных реалий того времени: никакая местная администрация просто не могла рулить Казанской судебной палатой, а в казанской судебной палате и казанском окружном суде не то чтобы заминать дело, даже думать о том не посмели бы. К тому же дело это по подследственности было бы за Военно-окружным судом. И я бы посмотрел на военных судей, заминающих дела о такого рода поставках в угоду обвиняемому (речь ведь не шла даже о том, стоит заводить дело или нет, если верить былинникам речистым, то "дело было предано в Казань для доследования", стало быть он уже находилось в судебном производстве - ни прокуратура, ни МВД тогда не вело своего предварительного следствия как сейчас то же МВД и СК). Для пишущих о Шамове в разного рода рефератах и девятовско-павловских сочинениях все изложенное просто непонятно. Прошелся сейчас по сайтам, где пишут о Я.Ф. Какой-то фестиваль отсебятины, праздник самого кондового дилетантизма.
В заключение. Вся эта шамовскоая история напоминает мне дискуссию о памятнике Иуде в Свияжске, установленном Троцким. Пришлось перемолотить кучу материала, чтобы показать абсурдность этой истории. Причем абсурдность ее не вызывала сомнений с самого начала. И хотя возня с иудо-троцкистами местами была даже увлекательной, и разумных доводов для возражений у адептов памятника не осталось, это все-таки не то, на хотелось бы тратить время.
Так же и тут. Кому хочется верить в жуликоватость Шамова, пусть верят. Я высказался по этому поводу достаточно понятно: переубеждение же верующих будет отрывать меня от штудий по историческому товароведению продовольственных товаров и комментирования фоток казанских перекрестков)).

Edited at 2012-12-23 07:21 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustem_akhunov
2012-12-23 08:28 am (UTC)
Точно, как-то пролетел мимо этих кавычек, а отложилось как-бы не по дому, а в разных местах их можно вытянуть из дела. Но в контексте именно так и получается, да - именно по дому.
Тоже не поверю, что глубоко верующие люди способны на осознанные непорядочные поступки. Но на то он и слух, чтобы портить репутацию. В этой части, к тому, что нельзя сбрасывать его со счетов, даже будучи абсолютно уверенным в непричастности. Упомянуть, что документальные подтверждения этим слухам не обнаружены (никем). Это и будет удар по блуждающему "компромату".
А в остальных плюхах... ну как можно требовать глубочайших знаний от школьной учительницы и её подопечной... Тем более не помышлявших об изысканиях в фондах собственно НА РТ )))
А вот, вопросик. Насколько точно утверждение об отсутствии крупной наличности у купечества, как заведенном правиле? Понятно, что весь капитал должóн был быть в обороте. И на крупные покупки брались ссуды, мне это знакомо. Но неужели это было настолько жестко в купеческой среде? В связи с этим ещё два подвопросика: насколько соответствовали оценки недвижимости управой (к окладу налогом) реальной (продажной) стоимости домов? Была ли крупной суммма в 2-3 тыс.руб. для купца с оборотом в 250 тыс.руб.?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-23 08:36 am (UTC)
Насчет вопросов. Думаю, что тут Вы покомпетентней меня. Единственно, что вспоминается в этой связи, так это газетные недоумения между низкой управской оценкой и действительной стоимостью, такое мелькало в газетах не раз.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustem_akhunov
2012-12-23 11:35 am (UTC)
Навряд ли я компетентней. У меня вопросы вот с чем связаны. Отец небезысвестного вам С.А. (упоминаемого в отношении вашего визави) в нач. ХХв. приехал с семьей к своему богатому младшему брату, как раз купцу 2-й гильдии. Тут ещё надо отметить, что оба к этому времени находились за пределами нашей Каз.губ. Так вот. младший брат принял своего старшого, но...просто на хорошую работу (прикаЩиком), и обещал за 25 лет беспорочной службы купить дом. Причём собственный дом этого купца 2-й гильдии был достаточно скромным (деревянным одноэтажным) и оценивался что-то тыщщ в пять. При том, что торговые здания у него были покруче (2-х этажные каменные). Вот вопрос и возник, насколько это было обременительно купить дом родственнику. Такие ли 5-7 тыщщ стоил, или же на порядки больше, и насколько такая покупка была обременительна для купца с оборотом в 250 т.р.. Хотя убедился на других подобных примерах, что термин "бедный родственник" появился далеко не на пустом месте. Такое практиковалось в то время достаточно широко, родственнику давали возможность усердным трудом хорошо заработать, но финансовых вливаний (серьёзных размеров) не делали. Т.е. в ту эпоху как бы, каждый сам являлся кузнецом своЯго щщастiя.
Революцiя помещала как выслуге 25-летнего беспорочного стажа, так и исполнению заветного обещания. А осадок у "бедных родственников" остался, вроде как обидели сродственников, где обещанные личные хоромы? И где золото младшего брата, видать не было при таком раскладе, что у купцов всё в обороте было. Однако, наверное, затяжная "Великая война" побудила некоторых купцов откладывать что-то "про черный день"? Вот, любопытно, колбаски из червонцев, небось в трубных остовах железных кроватей прятали.
А тому старшему брату с жильем не везло и в дальнейшем, нелегкая ему выпала судьба, да уж упокоился с миром.


Edited at 2012-12-23 12:14 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-23 12:21 pm (UTC)
Очень интересная тема. Есть тут и типическое, и частное, есть установленное и много простора для построения версий, без всякой иронии. И даже вроде как есть где что искать. Представляю, как все это трудно было бы при советах.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustem_akhunov
2012-12-23 12:44 pm (UTC)
К сожалению, почти всё доступное уже изыскано, а пока нет результатов достаточно содержательных. Это надо было самих очевидцев выспрашивать, пока живые были. Да, вот при советах то они неохотно рассказывали, мне во всяком случае (почти ничего). К тому же те, кто должен был выспрашивать старших, совершенно не интересовались подробностями того прошлого. У молодежи ведь иные интересы.
Хотя кое-какие не очень значительные подробности всё же выявлены. Это определенные штрихи к начальному этапу жизни при советах. И кстати, в противовес устойчивым мифам о жестокости чекистов (она конечно была), всё же бывали нередкие исключения. К примеру, сиживал в чекистской кутузке тот старший брат купца, ничего не сказал, чего допытывались (потому что просто не знал), но вышел оттуда через несколько месяцев. Правда, на последующих фотографиях он выглядел неприметной тенью человека. Чуть ожил где-то к лету 1945 г. но ему тогда уже 77 стукнуло.
А где я у вас пост видел о скромных доходах служащих Лексанровского пассажа? Что-то не могу найти
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-23 12:45 pm (UTC)
Поищу, выложу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: elly90
2012-12-15 10:13 am (UTC)
Кто такой Александр Васильевич Репин и можно ли доверять его свидетельству - вот главный вопрос к хранящемуся в архиве документу.


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: 1diplomat
2012-12-15 05:55 pm (UTC)
Шамовская больница - место второго рождения моей бабушки.
В 1921 году когда вся семья скончалась от голода, её с братом привезли сюда. И уже отсюда дальние родственники забрали из больницы и удочерили. К сожалению брата они не потянули прокормить (так затерялись впоследствии его следы).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-12-15 06:02 pm (UTC)
Жестокое время было. Мать спаслась тем, что бабушка устроилась судомойкой в "Казанском подворье", девять лет ей было. Вспоминала про американцев, раз в день детей чем-то кормили.

Edited at 2012-12-15 06:03 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1diplomat
2012-12-16 07:06 am (UTC)
Времена. Бабушке было пять, ориентировочно (документы утеряны). С тех пор и отчество сменилось.
Про американцев и помощь узнал гораздо позже.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustem_akhunov
2013-01-16 05:02 pm (UTC)
Вот ещё один образец неполноценного исследования опубликованного в солидном издании:
http://www.kazved.ru/article/42894.aspx

Отняли при этом пальму первенства у представителей немецкой общины Казани. Всё же один из первых казанских детских садов функционировавших по системе Ф.Фребеля, упоминается ещё в 1905 г.
Семейство Гоэйзель вообще засветилось в сфере педагогической деятельности.
Сам, правда, в своё время чуть не клюнул на эту информацию по детсаду Самойловой в доме Аристова. Она была опубликована в небезысвестном минкультовском справочнике памятников истории и культуры 1993 г. выпуска. Хорошо, раньше заметки попался адресъ-календарь на 1905 годъ. Да и вообще, ранее детсада в кирке и другое учреждение под наименованием детскiй садъ, имелось в Казани. У Гуммерта. Хотя это и не настоящий детсад был, и система г-на Фребеля отношение к нему не имела.
Сам делаю ошибки, но чужие огорчают не меньше.
(Reply) (Thread)