?

Log in

No account? Create an account
Памятник Иуде в Свияжске: оценка источников-4 - http://rdp4v.livejournal.com/ [entries|archive|friends|userinfo]
rdp4v

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Памятник Иуде в Свияжске: оценка источников-4 [Jun. 5th, 2012|06:46 pm]
rdp4v
[Tags|]

Необязательное дополнение.
В связи с утверждением о расстреле еп. Амвросия именно по приказу Троцкого, я постарался повнимательней прочитать материалы, относящиеся к этой истории. Ниже некоторые заметки по этому поводу..

Когда Троцкий прибыл в Свияжск?
Обратимся к самому Троцкому. Он пишет в своих воспоминаниях:
...Поезд, в котором я прожил два с половиной года, был организован спешно в ночь с 7 на 8 августа 1918 г. в Москве (после того, как 6 августа была взята белогвардейцами Казань).

Примем, что 12-вагонный состав с двумя паровозами "Ку" пошел по кратчайшему из двух сущестововаших на тот момент маршрутов: через Муром - Арзамас - Тимирязево - Шихраны. Маршрут через Рязань длиннее, а прямой ход Арзамас - Сергач - Шихраны был открыт позже в том же 1918 году, но его состояние было близко к аварийному. Вот как специалист описывает это состояние: "На всем протяжении пути были уложены рельсы легкого типа 3 «А» длиной 12,8 метра, а на станционных путях – и более легкие (4 «А» и 8 «А»). Рельсы укладывались на непропитанные шпалы из расчета 1140 штук на один километр с расстоянием 72-73 сантиметра между ними. На прямых путях рельсы клались на шпалы без подкладок и пришивались двумя костылями. На некоторых участках рельсовая решетка лежала на грунте без балласта. Все это приводило к деформации полотна, и в дождливое время состояние путей было близко к аварийному. Стрелочные переводы укладывались не на брусья, а на те же шпалы. Все это предопределяло то, что скорость движения поездов по боковому пути не превышала 15 километров, а по прямому – 25 километров в час. Скорость поездов на перегонах ограничивалась 30 километрами.
Железнодорожный путь линии Арзамас – Сергач – Шихраны обслуживался двумя участками службы пути протяженностью 120-140 километров. Капитального и среднего ремонта не было. Текущий ремонт пути осуществлялся бригадой рабочего участка численностью в 6-8 человек. Подбивка шпал, погрузка и выгрузка рельсов и другие работы производились вручную".


Наркомпуть никогда не дал бы разрешение на следование такого важного поезда по такому отвратительному пути.
Примем также, что пусть слова "в ночь с 7 на 8 августа" означают, что поезд вышел из Москвы не в два и не в три, а в час ночи 8-го августа.
Примем во внимание, что пассажирский поезд Москва - Казань, шедший через Муром - Арзамас -Тимирязево - Шихраны до военной разрухи прибывал в Свияжск через 30 часов пути. Пусть поезд Троцкого преодолевал это расстояние на три часа быстрее ( дело не в возможностях локомотивов, дело в состоянии однопутных путей). И все равно, прибытие поезда Троцкого в Свияжск было невозможно ранее 7 утра 9 августа.

Как развивалась история с епископом Амвросием?

А вот тут начинаются странности. В одном и том же официальном документе под названием "Житие священномученика Амвросия (Гудко), бывшего Сарапульского, настоятеля Успенского Богородицкого Свияжского монастыря, местночтимого святого Казанской епархии" мы читаем сначала вот это:
Венец мученический епископ Амвросий принял 27 июля по ст.ст. 1918 г. В своем рапорте благочинный 2-го округа монастырей игумен Феодосий сообщал Преосвященному Анатолию, епископу Чистопольскому, что 26 июля ст. ст. 1918 года в Свияжский Успенский монастырь прибыли красноармейцы, чтобы реквизировать хлебные запасы. Епископ Амвросий вышел к солдатам (видимо, протестуя против сего очередного насилия) и был (около 4 часов пополудню) арестован. "Владыку отвели к городскому собору, около которого, подождав полчаса, повезли его на станцию Свияжск. Здесь, в вагоне, Преосвященный Амвросий и ночевал. 27-го в 7 часов утра Владыку вывели близ станции в поле, где, по рассказам очевидцев, Преосвященный стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока рыли для него неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Владыку стащили в яму и присыпали землей. О смерти Епископа Амвросия устно сообщила очевидица Александра Филиппова Ваняшина, жившая близ станции, на задах огорода которой и находится в поле могила Преосв. Амвросия".

И тут же, чуть ниже, это:

"По свидетельству протопресвитера Михаила Польского, Владыку Амвросия, приказал расстрелять сам Троцкий, командовавший Красной армией, бравшей Казань. Владыку арестовали в родной обители и вывезли вместе с келейником Иовом на станцию Тюрлема Московско-Казанской железной дороги. Там, из штаба 5-й армии, стоявшего в вагонах поезда Троцкого, Владыку вывели в поле, а келейника отпустили, запретив ему следовать за своим любимым Епископом. Через несколько часов, келейник нашел тело Владыки Амвросия, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Верный келейник похоронил Владыку на месте его мученической кончины и в продолжении 12 лет платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не трогал поле поблизости того места, где покоилось на небольшой глубине тело священномученика. Место погребения, во избежание неприятностей со стороны большевиков, было известно лишь очень немногим".

И если к устному сообщению очевидицы-мирянки вопросов нет, то есть вопросы к свидетельству протопресвитера. Но с вопросами мы опоздали, протопресвитер Михаил Польский помер сорок лет назад. Поэтому просто поделимся недоумениями.

1.Штаба 5 армии 8 и 9 августа практически не было вообще. Он вновь организовался после бегства из Казани несколькими днями позже, а сам командарм Вацетис, еле унеся ноги из Казани прибыл кружным путем аж через Москву.

2. Никогда штаб 5 армии и вообще штабы объединений не располагались в поезде Троцкого. Мало того, именно штаб 5 армии, сетуя на отвлечение сил на организацию охраны Троцкого, просил его удалиться на воду. Что Троцкий и выполнил, перейдя на миноноску Волжской флотилии.

3. Штаб 5 армии никогда не располагался в Тюрлеме.

Протопресвитер Польский мог писать все что угодно, но только не свидетельства. Свидетельства пишут свидетели, а ничто в биографии М.Польского не говорит о том, что он мог быть свидетелем свияжских событий - это довольно быстро выясняется.

Очень странной выглядит небрежность, с которой составлялось житие священномученика Амвросия. Оно дает нам две версии его гибели.Причем не оговаривая, что это две версии: верущий, по мнению составителя, должен с одинаковой верой принимать за правду и один и второй вариант. По одной версии он погиб у станции Свияжск, по другой - в поле у ст. Тюрлема. Согласитесь - Тюрлема и Свияжск это все-таки не одно и то же. И имя Троцкого в связи с еп. Амвросием всплывает только из так называемого "свидетельства" человека, свидетелем не бывшего и более того, "путающегося в показаниях" ( штаб 5 армии в вагонах Троцкого, Тюрлема).
И что интересно: имени Троцкого нет в первой, вполне правдоподобной версии. Но оно появляется в "свидетельстве", полном фантастических деталей и исходящем от человека, подчеркну еще раз, свидетелем не являвшимся.
А теперь обратимся к простому здравому смыслу. А он подсказывает нам, что Троцкий - не Махно. Даже самые жестокие наказания он всегда оформлял юридически, через трибунал. Суд часто был неправым, но он был. Не ясно, почему он должен был отступить от этого непреложного правила именно в деле епископа Амвросия?
Выше уже было сказано, что прибыть в Свияжск поезд Троцкого мог в лучшем случае в 7 утра. Житие указывает нам час расстрела еп. Амвросия - 7 утра. Даже если поезд прибыл за четверть часа до семи, то значит ли это, что Троцкий тут же, не путаясь в направлении, поспешил к красноармейцам, рывшим могилу и немедленно распорядился стрелять в священномученика. И только потом, выполнив самое важное, пошел организовывать бежавшую из Казани разношерстную красноармейскую массу, восстанавливать управление войсками, заниматься обороной моста и прочими мелочами. Ведь главное он сделал - приказал расстрелять епископа Амвросия. Причем сразу в Свияжске и в Тюрлеме.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: khmelev
2012-06-05 03:31 pm (UTC)
Вы не одиноки в исследовании этой темы - http://varjag-2007.livejournal.com/2141096.html
а вообще-то памятника не было, но имя Иуды витало, т.с. в воздухе. Знакомый Есенина Шварц с его "евангелием от иуды", Леонид Андреев, Бунин, писавший про памятники Каину и Иуде.
Дело в библейских аллюзиях, которыми окрашивались "Окаянные Дни", так что если реального памятника и не было, то был нерукотворный
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kukmor
2012-07-02 11:48 am (UTC)
любопытно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: iske_kazaner
2012-07-25 06:08 am (UTC)
Скромное дополнение про то, что памятника Иуде в Свияжске не было:
http://iske-kazaner.livejournal.com/13845.html
http://iske-kazaner.livejournal.com/13612.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-07-25 07:31 am (UTC)
Спасибо, прочел с интересом.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iske_kazaner
2012-07-25 01:50 pm (UTC)
В тему: Лариса Рейснер о Свияжске в августе 1918 года:
http://ru-history.livejournal.com/3058650.html
"Так шли друг за другом дождливые августовские дни", а Келер описывает неимоверную жару.

Edited at 2012-07-25 01:51 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-07-25 02:31 pm (UTC)
Вот по дням, с 1 по 31 августа. У нас все записано)).

Казань, август, 1918

Кол-во
осадков, мм

1
0
8,9
3.6
0
11,6
23
0,6
0
0
0
1.3
0
0
0,7
0,9
0
8,7
1,6
8,7
2,2
0,3
0
0
0
0
3,5
1,3
0
9,6




(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-07-25 02:48 pm (UTC)
Вот вам июль:

Дневная температура, °C
мин. средняя макс. Кол-во
осадков, мм
1 июля 1918 14.7 21.8 28. 2 0.5
2 июля 1918 14.8 21.7 27.2 0
3 июля 1918 15.2 24.4 31.3 0
4 июля 1918 18.1 24.1 29.7 0
5 июля 1918 17.6 22.5 28.7 0
6 июля 1918 12.8 18.3 24.2 2.7
7 июля 1918 9.2 15.6 21.6 0
8 июля 1918 10.9 18.9 24.6 0
9 июля 1918 15.9 21.7 27.8 2.4
10 июля 1918 16.4 22.6 29.5 3.5
11 июля 1918 15.6 20.1 27.5 3.8
12 июля 1918 13.8 16 21.5 2.3
13 июля 1918 13.1 15.4 20 0
14 июля 1918 11.7 16.1 21.4 0
15 июля 1918 10.6 18.3 23.9 5.7
16 июля 1918 13.1 17.7 23 2.7
17 июля 1918 15.5 22 28.7 0
18 июля 1918 16 17.8 21.9 0.1
19 июля 1918 10.7 18.6 26 1.6
20 июля 1918 15.7 18.8 23.7 1.3
21 июля 1918 13.1 14.1 18 9.8
22 июля 1918 13.3 17.1 21.4 1.3
23 июля 1918 13.9 19.3 26 0.3
24 июля 1918 13.6 19.9 26 1.1
25 июля 1918 16.3 19 25 1.4
26 июля 1918 14.9 20.3 26.8 1.5
27 июля 1918 14.8 20.1 27.2 2.8
28 июля 1918 15.5 18.1 23.5 5.5
29 июля 1918 14.4 20.8 26.5 0
30 июля 1918 14.6 21.8 28.8 0
31 июля 1918 16.7 22.6 28.6 6.7


Ночные температуры обеспечивали свежесть. Средние температуры были вполне обычными для июля, а по сравнению с нынешними временами так и вообще невысокими.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iske_kazaner
2012-07-25 04:28 pm (UTC)
Я думаю, июль однозначно отпадает. Вопрос о пребывании Келера в Свияжске в июле противоречит его же сведениям из других глав "Красного сада" и самому маршруту движения из Алатыря.
Меня занимает другое - в главе "Цедерблюм" он указывает, что доктор Даймонд ожидал его два дня на вокзале, думая, что он приедет на поезде, а он приехал на телегах с татарами. В другом месте в этой же главе он пишет:
"And I also became more and more tired and I was not free from feeling the hundred and fifty versts that I had ridden the last few days in a Russian Tjelega...". Т.е. он ехал 150 верст на телегах... 150 верст - это как раз от Алатыря. Т.е. ни на какой поезд он не садился.
С другой стороны, обратите внимание на страницу 104 в http://archive.org/details/redgarden00kehl (опять же глава "Цедерблюм"), где говорится о некоей Татьяне Михайловне в Симбирске, которой 17 лет, которая имеет роман с неким австрийским курсантом, который является командиром большевистского батальона имени Карла Маркса и имеет огромное влияние. Не отсюда ли растут ноги Долли Михайловны и бронепоезда "Карла Маркс"?


Edited at 2012-07-25 04:31 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-07-25 05:46 pm (UTC)
Возможно, что и отсюда. Но вся эта келеровщина имеет для меня ограниченный интерес. Пусть даже окажется, паче чаяния, что Келер и бывал в Казани. Что, это придает больше достоверности его писаниям? Красный еврей тут же становится исторической фигурой, а балалайки действительно сопровождали кавалерийский полк в его прохождении по Миллионной?
Все это не что иное как sous l'ombre d'un kliukva etait assise une devouchka...
Разумеется, все это было понятно с самого начала. Но сильно раздражала это упорное повторение статусными идиотами и бездельниками мантры "Троцкий-памятник-Свияжск". Поэтому и решил потерять немного времени и составить по этому поводу связный текст. А был Келер в Казани или нет - дело шестнадцатое. Сергею Павловичу хочется, чтобы был? Да хоть сто порций, я не жадный)).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: iske_kazaner
2012-07-26 05:38 am (UTC)
В целом, я тоже придерживаюсь мнения, что Келер всё-таки был в Казани, но в мае-начале июня, т.к. он в ряде мест упоминает о встречах в Казани, например, с доктором Таубе, в которых косвенно упоминает о событиях, происходивших в мае-июне 1918 года, и описывает свой маршрут движения по лагерям военнопленных: Москва-Нижний Новгород (поездом) - Казань (пароходом) - Алатырь (поездом) - Симбирск (на телегах) - Москва (санитарным поездом) - западная граница. Судя по его описаниям он уехал в поездку в середине апреля и вернулся в июле. Исходя опять же из его описания он нигде не упоминает о второй поездке в Симбирск (тем более, что в июле вокруг Симбирска развернулись активные боевые действия и 22 июля белые взяли город), а в начале сентября он уже едет в Томск.
Поэтому вероятно, что он пребывал в Казани в мае - начале июня 1918, но, как и при описании других мест, что-то приукрасил, что-то спутал из-за собственной забывчивости с другими городами, что-то добавил из послезнания, не будучи реальным свидетелем событий.
(Reply) (Parent) (Thread)