?

Log in

No account? Create an account
Памятник Иуде в Свияжске: оценка источников - http://rdp4v.livejournal.com/ [entries|archive|friends|userinfo]
rdp4v

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Памятник Иуде в Свияжске: оценка источников [Jun. 5th, 2012|06:18 pm]
rdp4v
В двадцатых закончилось. После 1995 началось вновь. С чего?

С того, что в 1995 году в издательстве "Царское Дело" вышла книга митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) "Самодержавие духа", содержащая в главке "Религия ненависти" такой пассаж:;
В 1921 году датчанин Хепнинг Келер издал в Берлине книгу под названием «Красный Сад». В том же году отзывы о его книге и перепечатки из нее появились и в русской антибольшевистской печати. Воспоминания Келера, немало повидавшего. в развороченной России, представляют для нас значительный интерес. Он, например, описывает церемонию открытия в городе Свияжске памятника... Иуде Искариотскому, предателю Иисуса, Христа.
Келер попал в Свияжск (сам он ошибочно называет его Свиягородом) по пути из Алатыря в Казань как раз в день «торжества». По этому случаю в городе состоялся парад двух полков Красной армии и команды бронепоезда. Председатель местного совета произнес «пламенную» речь, в которой говорил о том, что решение поставить памятник именно Иуде было принято не сразу. Сперва в качестве кандидатов на эту высокую «честь» фигурировали Люцифер (то есть сам сатана) и Каин, «так как оба они были угнетенными, мятежниками, революционерами».
Но, к сожалению, сказал председатель, образ Люцифера не вполне согласуется с материалистическим мировоззрением, что же касается Каина — его существование исторически не подтверждено. Поэтому было решено поставить памятник «человеку, в течение двух тысяч лет презиравшемуся капиталистическим обществом, предтече мировой революции — Иуде Искариоту...»
Наблюдатель пишет, что даже в окружавшей оратора распропагандированной толпе не все разделяли его мнение. Слышались какие-то протестующие возгласы, некоторые истово крестились. Когда настал момент открытия памятника и покров упал к ногам присутствующих, их взорам открылась буро-красная гипсовая фигура человека — больше натуральной величины — с искаженным, обращенным к небу лицом, судорожно срывавшего с шеи веревку.
Если это не вызов Богу и не гимн сатане — то что? Нелишне будет, наверное, упомянуть и о бронепоезде, команда которого участвовала в параде. Он носил имя Карла Маркса и возглавлялся матросом Балтийского флота. Келеру довелось путешествовать на нем, и его описания тоже плохо вяжутся с нашими устоявшимися стереотипами о «комиссарах в пыльных шлемах».
Поезд, пишет Келер, был первоклассный, заграничной работы, с пушками, помещенными во вращающейся бронированной башне, пулеметами и тремя пульмановскими вагонами. На особой платформе помещались аэроплан и автомобиль. В одном из вагонов находилось особое купе, обитое шелками и увешанное картинами, с полом, покрытым персидским ковром. Купе это занимала некая дама, бывшая в команде заведующей хозяйством, пулеметчицей, «советчицей» командира и «сестрой милосердия» одновременно. Остается только догадываться об источниках такой роскоши...


Утверждение о том, что в Свияжске в 1918 году был установлен памятник Иуде Искариоту стало распространяться в книгах и в печатных СМИ. Спустя некоторое время к распространению этого утверждения подключились электронные СМИ и интернет. Рассказы о памятнике Иуде в Свияжске становятся практически обязательными при повествовании об этом городке.
Привести все упоминания о памятнике нет никакой возможности, поэтому есть смысл ограничиться только публикациями за "солидным" авторством или в т.н. "солидных" изданиях.

Вот солидный журнал - "Вопросы литературы". Не лишен солидности и автор, литературный критик И Кондаков. Вот что написано в его критической стате о Демьяне Бедном ("Вопросы литературы", 2006, №1):
Богохульное лженоваторство в интерпретации новозаветного сюжета, достигаемое через инверсию Христа и Иуды, не было изобретением Демьяна Бедного. Накануне штурма белой Казани Красной Армией в августе 1918 года Демьян был свидетелем того, как в Свияжске наркомвоенмор Лев Троцкий открыл памятник «первому революционеру и атеисту» Иуде. Таких памятников Иуде по стране было установлено Троцким, по некоторым сведениям, не менее пяти (ни один не сохранился). Демьяну с самого начала приглянулась идея «альтернативного христианства», и он, никогда не смущавшийся плагиатом, позаимствовал образ «первого революционера мира» у «Иудушки-Троцкого».
Как видим, памятник Иуде уже увязывается с Л.Д.Троцким. Имя Троцкого обязательно появляется практически во всех случаях упоминания памятника Иуде в Свияжске.


Возьму на себя смелость причислить к солидным авторам и Минтимера Шаймиева. Вот отставной президент РТ пишет для августовского (2010 г.) номера журнала «Татарстан»:
В своё время в Свияжске побывали императрица Екатерина II, императоры Павел I, Александр I, Николай I, поэт и государственный деятель Г.Р.Державин, поэт А.С.Пушкин, писатели Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. Побывали А.И.Герцен и А.Н.Радищев, правда, не по своей воле. С иной миссией был там Лев Троцкий. В 1918 году он поставил на острове памятник Иуде. Тогда широко пропагандировали атеизм и решили противопоставить этот памятник православным храмам. А с ним приехал Демьян Бедный и ещё несколько поэтов и писателей. Это был пролетарский порыв, характерный для тех времен. Но случилось так, что памятник долго не простоял

Вот "Российская газета", Игорь Труфанов, 28.09.2007:
Бронепоезд товарища Троцкого
Говорят, что раньше колокольный звон спасал города от "моровых поветрий". Так в старину называли разного рода эпидемии. Но от "красной чумы" колокольный звон Свияжск не уберег.
Летом 1918 года революционная Москва была в шоке белочехи захватили Казань, где тогда комиссары сконцентрировали основную часть золотого запаса России. Вопрос быть или не быть власти большевиков стоял очень остро. И тогда в Свияжск отправили наркомвоенмора Троцкого. А вместе с ним литературный бронепоезд. Это не шутка. Он так и назывался: "Военно-передвижной фронтовой литературный поезд имени Ленина".
Первой жертвой "литературного поезда" в Свияжске стал настоятель Богородице-Успенского монастыря епископ Амвросий, которого зверски убили за отказ отдать хлебные запасы и церковные ценности. Буквально через два дня та же участь постигла священника Константина Долматова. Обвинение было абсурдным - ветхого старика казнили за то, что он якобы стрелял с колокольни Софийской церкви по красноармейцам из пулемета. Потом пришла очередь монашек из Предтеченского монастыря. Их расстреляли без всяких обвинений.
Но на этом "культурные мероприятия" в Свияжске не закончились. Поезд все же в какой-то степени оправдывал свое название. Кроме известного публициста Троцкого, на нем приехали несколько пролетарских писателей и первый в мире памятник Иуде Искариоту. Главное событие, ради которого так старательно уничтожали местное духовенство, было впереди.
Скажу сразу, что пассажиры поезда Всеволод Вишневский и Демьян Бедный не оставили об этом своих воспоминаний. Поостереглись. А вот малоизвестный датский писатель Галлинг Келлер не удержался. По его словам, "местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин - слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу".
Памятник Иуде простоял в Свияжске недолго. Потом его незаметно убрали, а на тот же постамент водрузили бюст Ленина. Что, выражаясь языком пролетарского вождя, было чертовски верно.


Та же газета попозже, Олег Корякин, 29.04.2010:
По мнению главы исполкома Свияжского сельского поселения Артема Силкина, в судьбе этого острова сконцентрирована история всей России. Он вместе со страной переживал сложные моменты. Причем отражались они на жизни острова самым причудливым образом. Так, в смутное время Свияжск оказался чуть ли не единственным городом, который поддержал самозванца Лжедмитрия I. А в петровские времена на острове пару лет жили шведы, которых взяли в плен под Полтавой... В 1918 году остров стал свидетелем невиданного кощунства. По приказу Льва Троцкого здесь был установлен памятник Иуде. К счастью, простоял он недолго.

"Независмая газета", приложение "НГ-Религии", 18.01.2006, доктор филологических наук В.И.Сахаров в материале "Шестое Евангелие от Михаила Булгакова":
Ведь большевики Иуду оправдали и признали своим героем, памятник апостолу-предателю с грозящим небу кулаком был воздвигнут в 1918 году в тихом православном городке Свияжске. А главный краснобай партии Троцкий на открытии богоборческого памятника назвал Иуду "первым в истории бунтарем", "революционным протестантом". Об этом писали советские газеты, Булгаков это знал.

Другое приложение к "Независимой", "Независимое военное обозрение", номер от 25 октября 2002 года, статья "Волжский Китеж-град" Сергея Тюлякова:
"И еще кое-что из прошлого Свияжска. Журнал "Церковные ведомости" Русской Православной Церкви Зарубежом в 1923 г. (# 23, 24) сообщал читателям: "Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывал, что он присутствовал в Свияжске при открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить памятник. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма. Каин был слишком легендарной личностью, поэтому остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с кулаком, поднятым к небу..."

Сейчас эти «Церковные ведомости» выложены на сайте Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ и есть возможность привести полный текст той заметки для любителей точности:
Сдвоенный номер 23-24, 1923, с.16
Большевики и Иуда
Газета Le Journal сообщает: "Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, расказывает, что он присутствовал в Свияжске при открытии памятника Иуде Искриотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма. Каин слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на уде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с кулаком, поднятым к небу".
Мы не знаем, насколько достоверно это сообщение, хотя защитник Конради и Полунина Член Швейцарского Парламента г.Обер в своей речи, документально обоснованной, прямо заявил: "Большевики атакуют Бога и воздвигают памямятники Иуде".
Но если большевики хотят ставить памятники, то кому же им ставить их, как не Иуде - своему прототипу?


А вот заявление, обошедшее практически все крупнейшие СМИ страны.
В заявлении РПЦ (руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский) в связи с демонстрацией на "Первом канале" американского телефильма "Евангелие от Иуды" утверждается, что "в России пробовали реабилитировать предателя, поставив в 20-е годы рядом со Свияжским монастырем памятник Иуде, грозящим кулаком в небо, так и во всем мире были попытки сделать из него героя".

Создается впечатление, что церковь считает возведение Троцким памятника Иуде историческим фактом. Вот еще одно тому свидетельство.
Телепрограмма "Православная энциклопедия" (эфир на канале ТВЦ 19.02.05), ведущий свящ. Алексий Уминский:
Игумен Кирилл (Коровин), наместник Богородице-Успенского и Иоанно-Предтеченского монастырей на о.Свияжск:
В 1918 г. по инициативе Льва Троцкого в центре Свияжска был поставлен памятник Иуде Искариотскому, очередной продукт советской эпохи. На открытие памятника Троцкий приехал лично, а накануне тут поспешно расстреляли настоятеля Богородице-Успенского монастыря – епископа Амвросия.По свидетельству очевидцев, чудовищное изваяние представляло собой фигуру человека с лицом, искаженным гримасой, и рукой, сжатой в кулак, грозящий небесам. Правда, простоял этот шедевр антирелигиозной пропаганды недолго: уже через две недели Иуда бесследно исчез.


Ну и еще один пример. "Комсомольская правда", 26.01.2010, материал к Татьяниному дню "Казанская Татьяна Онегина пишет пьесы на немецком языке". Фотография женщины у стенда с фотографиями Свижска. Подпись: профессор КГАСУ Татьяна Копсова - главный спец по Свияжску. Ниже следует продолжение текста: "К слову, ученые уже говорят о том, что на Свияжске (так в газете - rdp4v.), возможно, восстановят и памятник Иуде Искариоту, который стоял на острове в годы Советской власти".

На этой оптимистической ноте закончим приведение примеров.

Просмотр массива подобных публикаций приводит к выводу, что главным, а если точнее, то единственным источником всей этой иудо-троцкисткой истории является некто Галлинг Келлер, он же Ханниг Келер, при ближайшем рассмотрении оказавшийся Хеннингом Келером (Henning Kehler) У себя в Дании Х.Келер известен как литературный критик, драматург, сценарист и журналист. За пределами своего отчества, насколько об этом можно судить по просмотру сети, его известность ограничивается практически только как автора «Русских хроник» или «Красного сада».
Продожение следует
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: livejournal
2012-06-06 09:01 am (UTC)

Исследование по поводу памятника Иуде Искариоту в Сви

Пользователь dormendo сослался на вашу запись в «Исследование по поводу памятника Иуде Искариоту в Свияжске» в контексте: [...] http://rdp4v.livejournal.com/2040596.html [...]
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-06-19 03:47 am (UTC)
Спасибо! Но дедушка вдумчивый папоротник и уже месяц как видел это. И включил эту хероту в текст своего сообщения на той конференции, вот выдержка:

Другое приложение к "Независимой", "Независимое военное обозрение", номер от 25 октября 2002 года, статья "Волжский Китеж-град" Сергея Тюлякова:
"И еще кое-что из прошлого Свияжска. Журнал "Церковные ведомости" Русской Православной Церкви Зарубежом в 1923 г. (# 23, 24) сообщал читателям: "Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, рассказывал, что он присутствовал в Свияжске при открытии памятника Иуде Искариотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить памятник. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма. Каин был слишком легендарной личностью, поэтому остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с кулаком, поднятым к небу..."

Сейчас эти «Церковные ведомости» выложены на сайте Женевской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ и есть возможность привести полный текст той заметки для любителей точности:
Сдвоенный номер 23-24, 1923, с.16
Большевики и Иуда
Газета Le Journal сообщает: "Датский писатель Галлинг Келлер, возвратившийся из путешествия по России, расказывает, что он присутствовал в Свияжске при открытии памятника Иуде Искриотскому. Местный совдеп долго обсуждал, кому поставить статую. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма. Каин слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на уде Искариотском, как вполне исторической личности, представив его во весь рост с кулаком, поднятым к небу".
Мы не знаем, насколько достоверно это сообщение, хотя защитник Конради и Полунина Член Швейцарского Парламента г.Обер в своей речи, документально обоснованной, прямо заявил: "Большевики атакуют Бога и воздвигают памятники Иуде".
Но если большевики хотят ставить памятники, то кому же им ставить их, как не Иуде - своему прототипу?


Сейчас буду писать изложение сообщения для сборника, вытряхну всю полемическую публицистику и примеры идиотизма, оставлю только сухой остаток. Вообще, конечно, интересно составить что-то типа сборника под условным названием "Казанская туфта: от динара св.Вацлава до памятника Иуде", материала хватает.
Еще раз спасибо: вы не виноваты, что я уже видел эту страничку)).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yroslav1985
2012-06-20 08:17 am (UTC)
а имеете ввиду эту конференцию -
6 июня 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Казань в истории белогвардейского движения в годы Грaжданской войны: события и имена», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятия прошло в формате научной конференции ?

И тогда это про Вас сказано -
Казанский краевед Лев Жаржевский выступил с докладом «Лев Троцкий и памятник Иуде в Свияжске: миф и реальность». Исследователь очень дотошно, буквально по часам, проанализировал время и действия Льва Троцкого в Свияжске и доказал, что никакого памятника Иуде никогда не было и не могло быть поставлено в этом городе. Жаржевский очень убедительно проанализировал источники, откуда появился миф о памятнике Иуде, в том числе и мемуары датского писателя Хеннинга Келера «Красный сад», на которые все ссылаются при рассказе об установке памятника Иуде. Исследователь доказал, что автор «Красного сада» никогда не был ни в Свияжске, ни в Казани, а историю про памятник Иуде просто-напросто придумал, после чего выдумка Келера перекочевала во все книги по истории Гражданской войны, посвященным событиям в Свияжске в 1918 году, причем никто из историков не стал ее перепроверять на достоверность.?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rdp4v
2012-06-20 01:57 pm (UTC)
Да, это я. Только тут они сильно перебрали по части пребывания по часам. По часам я проследил версию убийства еп. Амвросия якобы по приказу Троцкого - там это было важно. В остальном было достаточно и дней.
Убедился, что редко кто принимает во внимание контекст событий, общую обстановку вокруг Казани и в России в целом. Вообще-то Троцкий не памятники по городкам воздвигать ездил, посерьезней в то время были дела.
Остается повторить уже сказанное: вера в крайний демонизм и инфернальность Л.Д. сродни религиозной вере. Рациональные доводы тут не действуют: религия и паранойя (каждая по своим причинам) не признают таких доводов.
И если Келер говорит об июле и не говорит о Троцком (вполне в то время живом и здоровом), то тем хуже для Келера - такой вывод можно сделать из всей этой херотени.
(Reply) (Parent) (Thread)